Вернуться к обычному виду


Календарь событий

Мультифрактальные камертоны

Самообразование. Часть 3





25.07.2012

Самообразование. Часть 3

Самообразование

3. Факторы срыва процесса самообразования

В процессе своего самообразования учащийся может столкнуться с факторами, которые оказывают негативные воздействия на его психику и могут привести к частичному или полному искажению его меры понимания по изучаемому материалу – в конечном итоге это приводит к частичному или полному срыву управления процессом самообразования.

Самообразование

На каждом этапе процесса самообразования существуют специфические взаимовлияющие друг на друга факторы срыва управления процессом самообразования и в предельном случае эти факторы могут быть классифицированы на следующие виды:

I. Этап процесса информирования:

Прямая связь:

1. Фактор восприятия окружающей среды.

2. Фактор восприятия языка-носителя.

3. Фактор восприятия эмоциональности носителя.

4. Фактор восприятия информации по скорости её подачи.

Обратная связь:

1. Фактор представления оценочной информации.

II. Этап процесса понимания и освоения:

Прямая связь:

1. Фактор отсутствия адекватной приоритетной цели для процесса самообразования.

2. Фактор инертности и неточности мышления в построении образных представлений об изучаемом явлении.

3. Фактор перехода к высокой сложности изучаемого материала – нарушение причинно-следственных связей и принципа постепенности в освоении учебного материала.

4. Фактор неадекватности изучаемого материала по вопросам решаемой задачи – использование искажённых данных.

5. Фактор искажения меры понимания различных смысловых единиц: слово, предложение, текст в целом, изобразительное искусство.

Обратная связь:

1. Фактор адекватного анализа полученных практических результатов.

III. Этап процесса практического применения:

Прямая связь:

1. Фактор точности воспроизведения цикла идеальных практических действий.

2. Фактор создания необходимых психофизиологических автоматизмов.

Обратная связь:

1. Фактор получения практического результата.

Содержание приведённых факторов срыва управления процессом самообразования (обучения) заключается в следующих характеристиках, которые статистически преобладают у учащихся при сложившейся культуре и системе образования:

 Самообразование

I. Этап процесса информирования.

Прямая связь:

1. Фактор восприятия окружающей среды.

Влияние окружающей среды оказывается чрезмерно отвлекающим или подавляющим для учащегося.

2. Фактор восприятия языка-носителя.

Информация представлена на непонятном языке для учащегося.

3. Фактор восприятия эмоциональности носителя.

Эмоциональное состояние носителя информации препятствует восприятию информации учащимся.

4. Фактор восприятия информации по скорости её подачи.

Скорость поступления информации неадекватна для её восприятия учащимся.

Обратная связь:

1. Фактор представления оценочной информации.

Оценочная информация сложно формулируема для представления.

II. Этап процесса понимания и освоения.

Прямая связь:

1. Фактор отсутствия адекватной приоритетной цели для процесса самообразования.

Отсутствие адекватной приоритетной цели у учащегося в его векторе целей для процесса самообразования выражается в его эмоционально-смысловых состояниях, которые проявляются в его поведении в ходе обучения:

учащийся своими мыслями находится в другом текущем состоянии событий – переживает прошлые события или мечтает и фантазирует о событиях будущих;

учащийся «завален» или подавлен текущими событиями, более приоритетными для него в его векторе целей – его внимание отвлечено или рассеяно по отношению к текущему процессу самообразования;

учащийся завален своими прошлыми памятными неудачами и имеет обесценивающие самоустановки по отношению к своим способностям, например:

я никогда не смогу стать …;

я никогда не смогу достичь …;

мне тяжело учиться – я ничего не понимаю;

у меня всё равно ничего не получится;

учащийся имеет самоустановки предвзятости по отношению к процессу самообразования, например:

я и так это знаю;

я и так это умею;

мне это всё равно не пригодится;  

получить бы только зачёт;

сдать бы только экзамен;

учащийся имеет самоустановку по анализу и отслеживанию учебного материала только совпадающего с ранее известным ему материалом в процессе всего самообразования – в результате с его стороны следует критика или насмешки, что:

терминология учебного материала (не) совпадает с терминологией «вот этой школы, а эта школа известна как…»;

мнение преподавателя (не) совпадает с мнением «вот этого признанного авторитета, а этот авторитет известен как…»;

учащийся постоянно задаёт вопросы на отвлечённые темы и его интересуют исключительно «высокие абстрактные материи»;

учащийся готов воспринимать объяснение учебного материала «только на пальцах», без должного участия в умственной и практической работе со своей стороны:

«пусть меня научат…».

Все эти цели неадекватны процессу самообразования и приводят к рассогласованию эмоционально-смыслового состояния учащегося – в результате учащийся занимается всем, чем угодно, кроме эффективного самообразования.

2. Фактор инертности и неточности мышления в построении образных представлений об изучаемом явлении.

Из-за инертности своего мышления в сравнении с темпом получения (подачи) изучаемого материала и некоторой неточности работы мышления, учащемуся бывает сложно выстроить адекватные образные представления по изучаемому материалу «в реальном режиме времени».

Мышление учащегося «бежит и скачет» за темпом изучаемого материала, стараясь освоить и перевести текст материала (или слышимые слова) в свои образные представления – старается «в реальном режиме времени» выстроить мозаичную картину.

Например, у статистического большинства учащихся образное мышление в разы медленнее, чем темп разговорной речи. Поэтому, когда в ходе самообразования у учащегося отсутствуют для наблюдения в образах или в предметах изучаемые материальные явления, когда сложный или новый материал учащимся изучается только по тексту (или только «по словам» лектора), тогда учащийся может очень быстро «выскочить» из процесса самообразования. В результате учащийся получает размытую фрагментарную калейдоскопичную картину изучаемого явления, которую пытается уже заучить на память – запомнить нужные слова в нужной последовательности, не ведая за выученными словами и предложениями целостного явления.

3. Фактор перехода к высокой сложности изучаемого материала – нарушение причинно-следственных связей и принципа постепенности в освоении учебного материала.

Это системная ошибка первого рода в процессе самообразования, влияющая на целостность всего процесса самообразования:

это нарушение постепенного подхода в изучении явления, когда освоение учебного материала нарушено резким переходом на более сложные уровни материала для его освоения;

это нарушение причинно-следственных связей освоения изучаемого материала по событиям явления.

Это очевидное нарушение применения метода динамического программирования (МДП) в управлении процессом самообразования – это срыв пошагового управления процессом в целом.

4. Фактор неадекватности изучаемого материала по вопросам решаемой задачи – использование искажённых данных.

Это системная ошибка второго рода в процессе самообразования, влияющая на целостность всего процесса самообразования: на его конечную эффективность и качество в практическом применении – это изучение и использование по вопросам решаемой задачи неадекватного материала – искажённых данных.

Эта системная ошибка второго рода в современной культуре общества по статистике проявляется в решении учащимся принять для себя данные, обосновывая это ссылкой на мнение:

«признанного авторитета»;

общественного большинства;

«закона природы»

без должного со своей стороны осмысления и проверки адекватности данных в практическом их применении по решаемой задаче.

5. Фактор искажения меры понимания различных смысловых единиц: слово, предложение, текст в целом, изобразительное искусство.

Это самый важный и сложный для различения фактор в самообразовании, когда у учащегося искажена мера понимания точного ключевого смысла слова, предложения, текста в целом, изобразительного искусства.

Столкнувшись и не различив этот фактор в процессе своего самообразования, учащемуся становится сложно постичь точный замысел и смысл изучаемого явления в целом.

Этот фактор сбивает учащегося в его мыследеятельности с направления от «общего к частностям» и в этом случае учащийся вынужден переходить в своей мыследеятельности в направлении от «частностей к общему», пытаясь выстроить мозаику общего замысла.

Конечный результат такой мыследеятельности – калейдоскопичная картина изучаемого явления с искажёнными причинно-следственными связями. На основе такой калейдоскопичной картины явления учащийся будет принимать ошибочные оценочные решения, и будет совершать ошибки в своей практической деятельности.

Фактор искажения меры понимания смысла слова.

Самый простой элемент фактора искажения меры понимания – это пропущенные или искажённо понятые учащимся ключевые по смыслу слова текста или сообщения.

Фактор искажения меры понимания смысла предложения, текста в целом, изобразительного искусства.

Предложение, текст в целом, изобразительное искусство может обладать несколькими вложенными уровнями ключевого смысла. Основным элементом фактора искажения меры понимания предложения, текста в целом, изобразительного искусства является искажённое понимание (а чаще всего – не в дание) учащимся вложенных уровней смысла предложения, текста в целом, изобразительного искусства.

Например, ключевой смысл предложения не всегда равен смыслу слов его составляющих (идиомы, слова в переносном смысле, пословицы и поговорки):

Вилами по воде писано.

Плясать под чужую дудку.

Смотреть сквозь пальцы.

Не учи безделью,  учи рукоделью.

Цыплят по осени считают.

Пример обобщённого смысла текста в целом:

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, вкокам пряокде рсапожолена бкувы в солве.

Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете.

Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чта­итсея без побрелм.

Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Пример передачи в изобразительном искусстве различных вложенных смысловых рядов.

Диего де Сильва Веласкес был придворным художником испанского короля Филипп IV с 1623 г. Из всех картин Веласкеса особо ценится до сих пор одна, которая называется «Менины», что значит: девушки-фрейлины при дворе (1656 г.).

Самообразование
В центре композиции представлена пятилетняя дочь испанского короля Филиппа IV, инфанта Маргарита, в окружении свиты служанок и карликов. Слева Веласкес изобразил самого себя, работающим над большим портретом короля и королевы (Анны Австрийской), которые отражаются в зеркале прямо над головой инфанты.

Крошечную инфанту Маргариту привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански «менины», которые и дали название всей картине. Ту из них, которая подаёт инфанте сосуд, звали донья Мария Сармиенто, другую – Изабелла де Веласко.

За Изабеллой из полумрака выступает женщина в монашеском наряде, донья Марсела де Уллоа, и гвардадамас – придворный чин, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Не позабыты любимые забавы испанского двора: крохотный карлик Николасито Пертусато толкает ногой невозмутимо дремлющую огромную собаку. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.

Действие происходит в просторном покое королевского дворца, отведённом художнику под мастерскую. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала королевы дон Хосе Нието. Откинув тяжёлую гардину (завесу), он заглядывает в дверь, и поток солнечных лучей льётся в полутёмную залу.

Считается, что эта картина особая. Получается так, будто бы королевская чета находится прямо перед картиной. Туда же обращён и взгляд художника. Но про объект внимания художника можно узнать лишь в зеркале, расположенном на противоположной стене королевского покоя, в котором отражается объект («их величества»).

Веласкес нашёл способ связать действие картины с реальностью настолько, что каждый, кто видит её, невольно ощущает себя персонажем:

художник рисует того, кто стоит перед ним;

тот, кто стоит перед художником, отражается в зеркале, висящем на противоположной стене королевского покоя;

в зеркале, висящем на противоположной стене, отражается портрет короля Испании (с супругой);

тот, кто смотрит на картину, оказывается на месте того, кого рисует художник – на месте того, кто стоит «как бы» за пределами картины перед художником и его полотном и также смотрит на сцену, отражённую в картине.

Существует также версия описания картины «Менины», по которой для того, чтобы отражение в зеркале короля и королевы было видно зрителю картины:

король и королева должны сидеть (на диване) и

таким образом, зеркало должно быть по уровню над ними,

а смотрящий (зритель) может видеть их отражение только, если стоит за ними (за их спинами, за кулисами).

Это может указывать на то, что зритель, стоящий перед картиной, «как бы» включается в роль того, кто стоит за спинами королей... то есть – находится в роли «закулисного» наблюдателя.

В приведённой картине присутствует несколько вложенных уровней смысла. Это как минимум:

первый смысловой ряд – это описание того, что на ней изображено явно;

второй смысловой ряд – это то, что художник изобразил на картине и того, кто на эту картину сейчас смотрит;

третий смысловой ряд – чьё видение изобразил художник на своей картине?

Обратная связь:

1. Фактор адекватного анализа практического результата.

Практический результат для адекватного анализа отсутствует.

III. Этап процесса практического применения.

Прямая связь:

1. Фактор точности воспроизведения цикла идеальных практических действий.

Требуемый цикл идеальных практических действий учащимся выполняется искажённо.

2. Фактор создания необходимых психофизиологических автоматизмов.

Недостаточное выполнение учащимся требуемых циклов идеальных практических действий в целях создания у себя устойчивых психофизиологических стереотипов и автоматизмов.

Обратная связь:

1. Фактор получения практического результата.

Практический результат для анализа отсутствует.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют факторы срыва процесса самообразования?

2. Чем характеризуются факторы срыва процесса самообразования?


Научный руководитель

Web-Академии методологии и естествознания

Андрей Старцев


<< Часть 2   Самообразование   Часть 4 >>


Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 



Яндекс.Метрика