Вернуться к обычному виду


Календарь событий

Сотрудничество

Самообразование. Часть 2





24.07.2012

Самообразование. Часть 2

Самообразование


2. Модель процесса самообразования

Общая схема управления состоит из следующих компонентов:

субъект управления (кто/что управляет);

объект управления (кем/чем управляют);

результат управления;

прямые связи управления;

обратные связи управления;

окружающая среда, в которой находятся субъект, объект, результат управления, прямые и обратные связи управления;

связи воздействия окружающей среды на субъект, объект, результат управления, прямые и обратные связи управления.

Самообразование

Процесс самообразования – это психофизиологическое явление, которое состоит из вложенных последовательных этапов-процессов, обусловленных причинно-следственными связями в освоении (понимании) учащимся изучаемого материала (информации) с целью практического применения изучаемого материала в жизни для достижения желаемого результата.

Для занятия самообразованием учащийся должен иметь соответствующую приоритетную цель (желаемый результат) в своём жизненном векторе целей и располагать необходимыми ресурсами для достижения этой цели.

Этапы-процессы самообразования учащегося в предельном случае разветвляются на:Самообразование

1. Информирование (информация).

2. Понимание и освоение информации.

3. Применение освоенной информации на практике.

В графической модели процесс  самообразования по отношению к способностям учащегося представляется равносторонним треугольником с вершинами:

категория информации – это вершина «Знать о…»;

категория освоения информация – это вершина «Понимать»;

категория применения – это вершина «Уметь делать».

СамообразованиеВ графической модели соотношение между вершинами треугольника при сложившейся культуре общества и доминирующей системы образования статистически подтверждается следующей количественной пропорцией:

вершина «Знать о…» соотносится количественно к вершине «Понимать» как 10:1;

вершина «Понимать» соотносится количественно к вершине «Уметь делать» как 10:1;

вершина «Знать о…» соотносится количественно к вершине «Уметь делать» как 100:1.

Иными словами:

количественно всё то, что учащийся информационно «знает о…» чём-то, надо уменьшить на порядок – и в результате количественно получается то, что учащийся адекватно «понимает» из того, о чём он информационно «знает»;

количественно всё то, что учащийся «понимает», надо уменьшить на порядок – и в результате количественно получается то, что учащийся правильно «умеет делать» из того, что он адекватно «понимает» из того, о чём он информационно «знает».

Пользуясь графической моделью-треугольником можно наглядно показать этапы правильного процесса самообразования (обучения), который выглядит следующим образом:

Прямая связь (первая часть пути обучения):

вхождение в вершину треугольника «Знать о…» через различение и преодоление факторов срыва управления процессом информирования.

из вершины треугольника «Знать о…» переход в вершину треугольника «Понимать» через различение и преодоление факторов срыва управления процессом понимания и освоения изучаемой информации;

из вершины треугольника «Понимать» переход в вершину треугольника «Уметь делать» через различение и преодоление факторов срыва управления процессом применения освоенной информации на практике.

Обратная связь (вторая часть пути обучения):

из вершины треугольника «Уметь делать» переход в вершину треугольника «Понимать» через различение и преодоление факторов срыва управления процессом адекватного анализа полученного практического результата;

из вершины треугольника «Понимать» переход в вершину треугольника «Знать о…» через различение и преодоление факторов срыва управления процессом адекватной оценки результатов анализа. 

В результате такого движения по модели получается замкнутая петля обучения, что характеризует педагогику методологическую, когда учащийся различает и понимает причинно-следственные связи тех или иных событий и явлений в жизни, интерпретирует наблюдения, экспериментальные данные, тексты и артефакты, осваивая информацию для её практического использования в жизни.

Пользуясь такой моделью-треугольником можно наглядно показать процесс натаскивания-дрессировки (зомбирования) в обучении, который выглядит следующим образом:

Прямая связь (первая часть петли обучения):Самообразование

вхождение в вершину треугольника «Знать о…» через преодоление факторов срыва управления процессом информирования с использованием подавляющих средств и методов привлечения и удержания внимания;

из вершины треугольника «Знать о…» переход в вершину треугольника «Уметь делать» через преодоление факторов срыва управления процессом применения информации на практике посредством «точного воспроизведения идеальных действий»;

вершина треугольника «Понимать» выключена с использованием подавляющих средств и методов привлечения и удержания внимания.

Обратная связь (вторая часть петли обучения):

как правило, разорвана из-за выключенной вершины треугольника «Понимать».

В результате такого движения по модели, при выключенной вершине треугольника «Понимать», получается разорванная петля обучения, что характеризует педагогику кодирующую:

помещение в память учащегося фактов, шаблонов и схем без различения и понимания учащимся причинно-следственных связей тех или иных событий и явлений в жизни.

Такое кодирующее обучение приводит, как правило, к ошибочной интерпретации наблюдений, экспериментальных данных, текстов и артефактов, а также к неадекватному применению учащимся «выученных» шаблонов и схем поведения в быстроменяющихся жизненных обстоятельствах.


Вопросы для самопроверки:

1. Что собой представляет модель процесса самообразования личности?

2. Какие присутствуют этапы процесса обучения в модели самообразования личности?

3. Чем характеризуются различные этапы процесса обучения в модели самообразования личности?


Научный руководитель

Web-Академии методологии и естествознания

Андрей Старцев


<< Часть 1  Самообразование  Часть 3 >>


Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 



Яндекс.Метрика